Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Согласно официальному определению, дизартрия – это одна из форм речевого расстройства, которая возникает в результате ухудшения функциональности определенных нервов. На этом фоне отмечается снижение моторики речевого аппарата из-за ограничения подвижности губ, языка, мягкого неба. Проблема, как последствие нарушения работы нервной системы, характеризуется замедленностью и общей недоразвитостью коммуникативной функции. Неврологи выделяют несколько форм патологии, каждая из которых обладает своими особенностями. Расстройство является следствием воздействия приобретенных болезней или врожденных недугов. Диагноз ставится по результатом ряда обследований и неврологических тестов, а лечение подразумевает индивидуальный комплексный подход.

Что это такое?

Дизартрия речи – это тяжелое неврологическое нарушение, способное возникнуть на фоне множества болезней нервной системы. В результате влияния на организм психофизических факторов пациент начинает испытывать проблемы с произношением отдельных звуков или целых слов.

Несмотря на определение, дизартрию нельзя расценивать как самостоятельный недуга. Она выступает лишь в качестве одного из симптомов серьезного поражения головного мозга, поэтому нуждается в немедленной профессиональной оценке и срочном лечении.

Проблема, обусловленная недостаточной иннервацией речевого аппарата, часто усугубляется поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. Такой обширный паралич проявляется снижением качества произношения звуков, угнетением речевого дыхания, изменением голоса, ошибками в выделении пауз и слогов. В самых тяжелых случаях диагностируется анартрия, при которой речь становится невнятной.

Классификация

Развитие речевого расстройства у детей происходит по разным сценариям.

Неврологами была разработана классификация дизартрии по ряду параметров, что позволило облегчить постановку диагноза и упростить процесс подбора терапии.

В зависимости от локализации очага поражения и клинической картины выделяют такие формы дизартрии:

  • бульбарная – в продолговатом мозге поражаются ядра черепно-мозговых нервов – у детей отсутствует мимика, артикуляция невнятная, отдельные звуки трудно отличать друг от друга. Возможны признаки проблем с глотанием жидкой пищи, жеванием, обильно выделяется слюна. У пациента сглажена или полностью отсутствует мимика. Больной говорит в нос, могут присутствовать хрипота, осиплость,
  • псевдобульбарная – страдают корково-ядерные проводящие пути – речь монотонная и однотипная, нередко прерывается непроизвольными приступами плача или смеха. Это самая распространенная форма дизартрии у взрослых и детей, для которой характерны спастический паралич мышц и их гипертонус. Больше всего проблем у пациента возникает с управлением языком. Больной не может поднять его кончик вверх или отвести в сторону, удержать в одном положении. Клиническая картина дополняется обильным выделением слюны, пациент часто ощущает, что поперхнулся. Для речи характерны смазанность и невнятность, назальность, проблемы с шипящими и свистящими,
  • корковая – проблемы локализованы в отвечающих за артикуляцию участках коры головного мозга в виде очагов – проявляется неправильным произношением слогов при сохранении структуры слов. Патология представлена двумя отдельными формами, одна из которых сопровождается ухудшением навыков чтения, письма и понимания речи,
  • мозжечковая – проблемы в мозжечке и его проводящих путях – специфическое и очевидное расстройство, при котором дети сильно растягивают речь и произносят фразы толчками. У пациента отмечаются частые перепады громкости и тональности голоса. Сбой координации речевого акта нередко сопровождается дрожанием языка, отдельными выкриками. Клиническая картина в большинстве случаев дополняется проблемами с равновесием, шаткой походкой, нескладностью движений,
  • подкорковая – особый дополнительный пункт классификации дизартрии, указывающий на проблемы в подкорковых структурах, которые отвечают за формирование речи – отличается появлением вынужденных движений мимических и артикуляционных мышц. Симптомы могут возникать и в состоянии покоя, дополняются нарушением тембра и силы голоса, непроизвольными гортанными выкриками,
  • смешанная – сочетанная патология, которая чаще всего выявляется у детей младшего возраста и становится последствием ЧМТ.

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Отдельно выделяется холодовая дизартрия. Это речевое расстройство проявляется только на фоне пребывания человека на холоде. Пострадавший даже после перехода в тепло в течение какого-то времени не может справиться с языком, чтобы четко выговаривать звуки и слова.

Логопедическая классификация

Дизартрии дополнительно разделяют на несколько групп в зависимости от степени поражения речевого аппарата и выраженности симптоматики. Принадлежность к той или иной форме устанавливается логопедом по результатам личного осмотра пациента.

Виды расстройства согласно логопедической классификации:

  • I степень – стертая дизартрия у детей 4-5 лет. Характерно искажение или смешение звуков, могут быть сложности с произнесением шипящих или свистящих. Иногда диагностируется у малышей с психофизическим развитием в пределах нормы. Постановка диагноза осуществляется только специалистом, терапия в большинстве случаев дает положительный результат,
  • II степень – речевые дефекты очевидны даже для не профессионала, но речь понятна и разборчива,
  • III степень – произношение существенно искажено, его смысловую составляющую улавливают только родные и близкие пациента,
  • IV степень – речь неразборчива или непонятна даже родным больного, может вообще отсутствовать.

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Даже первая степень дизартрии сопровождается нарушением функций головного мозга, которые могут привести к серьезным негативным последствиям. Дети, чьи речевые расстройства игнорируются родителями, сложнее адаптируются в социуме, испытывают сложности в учебе, у них замедлено общее развитие.

Причины возникновения

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?Речевое расстройство в большинстве случаев имеет врожденную природу. Причины дизартрии нередко закладываются еще во время внутриутробного развития плода. Что такое Дизартрия и как с этим бороться?Механизм развития проблемы может быть основан на нарушении церебрального кровообращения, нейроинфекционном процессе, разрушении миелиновой оболочки нейронов.

Среди потенциальных причин развития дизартрии самыми распространенными врачи считают следующие:

  • болезни, перенесенные беременной женщиной – особо опасными считаются инфекционные патологии,
  • выраженный токсикоз,
  • черепно-мозговые травмы, полученные ребенком во время родов,
  • гипоксия плода, например, на фоне анемии беременных,
  • резус-конфликт,
  • сложные (затяжные или стремительные), преждевременные роды,
  • асфиксия новорожденного,
  • тяжелые инфекции,
  • гидроцефалия,
  • сильное отравление,
  • продолжительная физиологическая желтуха новорожденных,
  • воспалительные, гнойные и/или инфекционные заболевания головного мозга, ЛОР органов,
  • черепно-мозговые травмы в дошкольном возрасте.

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

У взрослых дизартрия также возможна. Чаще всего она становится последствием тяжелой травмы головы, инсульта, инфекционной или воспалительной болезни ГМ, церебральной опухоли. Иногда расстройство выявляют у лиц с рассеянным склерозом, миотонией, болезнью Паркинсона, олигофренией, нейросифилисом, миастенией.

Примечательно, что дизартрия, протекающая у взрослых, не становится причиной общего распада речевой функции.

Она не вызывает проблем с восприятием пациентом информации, не оказывает негативного влияния на слух, письмо или чтение.

Диагностика заболевания

Если у ребенка возникают трудности с речью, очевидны сбои звукопроизношения, стоит показать его неврологу или логопеду. Симптомы дизартрии – недостаточный фактор для постановки точного диагноза, несмотря на их специфичность. Важно не только установить факт речевого расстройства, но и выявить его причины.

Базовая диагностика дизартрии состоит из таких моментов:

  • речевые тесты – проверка нарушений по качеству произношения слов, темпу и ритму говорения. Врач оценивает словарный запас ребенка, проверяет, насколько хорошо тот понимает обращенные к нему слова,
  • оценка физиологических показателей – выявлений патологий, не связанных с работой артикуляционного аппарата. Осмотр включает оценку развития лицевой мускулатуры, проверку типа и качества дыхания малыша,
  • исследование мимики – позволяет получить представление о качестве работы мышц,
  • проверка письма – дополнительное исследование, которое проходят пациенты старше пяти лет.

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Многие патологии головного мозга проявляются в виде дизартрии или сопровождаются ею. Для их выявления пациента направляют на ЭЭГ, МРТ, электромиографию. В качестве дополнительных подходов могут быть использованы электронейрография, транскраниальная магнитная стимуляция. По показаниям пациенты проходят консультации у ЛОРа, стоматолога.

Психолого-педагогическая характеристика

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?Дефекты произношения – не единственное проявление дизартрии. Речевое расстройство сопровождается возникновением ряда особенностей у ребенка, которые могут негативно сказаться на качестве его жизни. Что такое Дизартрия и как с этим бороться?Даже легкие степени дизартрии дополняются специфическими признаками, по которым проблему можно выявить еще до того, как станут очевидны сами нарушения речи.

Особенности детей, больных дизартрией:

  • проблемы с мелкой моторикой – сложности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков, удерживанием пишущих принадлежностей, использованием ножниц,
  • замедление обучаемости в сравнении с недавними успехами или другими детьми,
  • неразборчивый или неправильный почерк, его неравномерность. У детей помладше это проявляется в постоянном изменении нажима на карандаш, фломастер,
  • неуклюжесть, которая особенно ярко проявляется в танце. Сложности с выполнением физических упражнений, а также танцевальных элементов под ритмичную музыку.

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

В более взрослом возрасте такие особенности могут стать причиной появления у ребенка проблем в общении со сверстниками. Чем дольше тревожные признаки будут игнорироваться, тем сложнее будет скорректировать состояние.

Лечение нарушения

Схема терапии подбирается индивидуально в соответствии с особенностями случая. Лечением дизартрии совместно занимаются невролог и логопед.

Для получения от подхода максимального эффекта занятия с профессионалами и терапевтические процедуры должны быть дополнены домашней работой родителей с ребенком.

Методы и направления лечения дизартрии:

  • медикаментозная коррекция – прием ноотропов, которые стимулируют мозговую деятельность, укрепляют внимание и память. Дополнительно могут быть назначены натуральные препараты для снятия психоэмоционального напряжения,
  • логопедическая коррекция – индивидуальные и групповые занятия, направленные на улучшение движений губ и языка, разработку речевых мышц. В ходе занятий специалист не только выполняет с ребенком упражнения для оттачивания произношения, но и развивает мелкую моторику, отрабатывает выразительность речи,
  • физиотерапия – включает различные аппаратные методики и лечебные ванны,
  • ЛФК и массаж – физические упражнения подбираются для разработки мимических мышц, снятия общего напряжения. В ходе терапии используется несколько техник массажа, в том числе, точечный,
  • применение альтернативных методик – с целью лечения у детей проявлений дизартрии могут быть использованы гирудотерапия, иглоукалывание, изотерапия, работа с песком, плавание с дельфинами.

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Максимальный эффект в лечении расстройства достигается при комплексном использовании приведенных направлений и приемов. С разрешения врача их можно дополнить средствами народной медицины, занятиями пением или музыкой.

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?Дизартрия у детей, которая не сопровождается психофизическими расстройствами, хорошо поддается коррекции. Лечение подразумевает стандартные методы борьбы с признаками заболевания, которые заключаются в рекомендациях логопеда, физиотерапевта, массажиста. Что такое Дизартрия и как с этим бороться?Дополнительно необходимо вмешательство невролога. Врач будет вести борьбу с причиной расстройства, что позволит избежать трудностей, связанных с отсутствием эффекта или рецидивом дизартрии.

Дыхательная гимнастика

Дизартрия у ребенка нередко сопровождается нарушением процесса дыхания. У малышей с коммуникативными нарушениями его особенности заключаются в активном подключении к процессу ключиц и плеч, отказу от задействования диафрагмы. На занятиях по коррекции произношения логопеды уделяют этому моменту повышенное внимание. Существует обширный перечень упражнений и техник, с помощью которых ребенку прививают правильные респираторные привычки, увеличивают объем легких. Это способствует стимуляции работы мозга, расслаблению напряженных мышц, устранению внутренней «зажатости».

Что такое Дизартрия и как с этим бороться?

Артикуляционные упражнения

Основная ставка в развитии нормальной речи у детей с дизартрией делается на улучшение тонуса нужных мышц. Замечено, что без оттачивания артикуляционных движений это не даст полноценного результата. Специальные упражнения подбирает врач, многие из них можно использовать с домашних условиях, что только усилит лечебный эффект. Для улучшения произношения ребенок должен надувать и втягивать щеки вместе или по очереди, имитировать сосание, максимально открывать и закрывать рот.

Хорошее влияние на мышцы оказывает облизывание губ языком и выполнение им разных действий.

Существуют различные приспособления, применяемые в работе логопедами, которые можно использовать и в домашних условиях. Все эти действия надо дополнять проговариванием пословиц, стихов и скороговорок, чтением вслух, исполнением песен.

Дизартрия – это серьезное нарушение речи, которое указывает на наличие проблем в работе головного мозга. Чем раньше явление будет диагностировано профессионалом, тем быстрее начнется лечение. Это позволит избежать негативных последствий для организма и социального развития ребенка.