Заикание (логоневроз) развивается у ребенка в результате сочетанного воздействия на организм физических и психических факторов. По этой причине лечение расстройства должно быть комплексным, проводить его следует под контролем специалистов. Одним из самых важных методов при борьбе с заиканием у детей является дыхательная гимнастика. Упражнения и техники подбираются индивидуально для каждого пациента, действия выполняются с соблюдением установленных правил. Чем раньше начать курс процедур, тем выше шансы на их положительный эффект. Несмотря на простоту и доступность манипуляций, их проведение должно быть согласовано с лечащим врачом.
Роль дыхания в заикании
Логоневроз – нарушение темпа и плавности речи, поэтому его выраженность во многом зависит от правильности дыхания пациента. По мнению врачей, терапия состояния не может быть эффективной, если у ребенка сбита нормальная работа систем, принимающих участие в пропускании воздуха через легкие.
Специалистами были разработаны различные методики налаживания дыхания для детей. Их применение положительным образом сказывается на функциональности голосовых связок, позволяет пациенту делать продуктивные вдохи и выдохи.
Чаще всего заикание в детском возрасте сопровождается патологическим подключичным дыханием. Перед репликой ребенок делает глубокий вдох, поднимающий плечи, напрягающий мышцы шеи и лица. Это провоцирует неполноценный выдох во время речи, из-за чего пациент может четко произносить только простые слова или короткие фразы. С помощью дыхательных упражнений, выполняемых при заикании, можно наладить правильное осуществление необходимых действий. Малыш будет набирать в легкие достаточное для произнесения длинных фраз и слов количество воздуха без перенапряжения мышц.
Как помогут дыхательные упражнения
Гимнастика, направленная на отработку правильного дыхания при заикании, представлена несколькими формами. Каждая содержит упражнения различной степени сложности, способные наладить нарушенные процессы даже в самых запущенных случаях.
Работа над дыханием позволит получить такие результаты:
- укрепятся мышцы диафрагмы, брюшной полости и носоглотки,
- устранится спазм мышечных волокон шеи и лица,
- ребенок освоит принципы самоконтроля, что положительно скажется не только на физиологических показателях тела, но и на его психоэмоциональном состоянии,
- головной мозг и все остальные ткани начнут активно снабжаться кислородом, очищаться от токсинов и продуктов распада,
- восстановятся нарушенные биоритмы организма,
- сформируется расслабленное дыхание в процессе разговора, необходимое для устранения патологических пауз и запинок.
Отработка правильного дыхания при детском заикании – эффективный и доступный метод борьбы с расстройством. В большинстве случаев он дает выраженный положительный результат. При этом стоит подготовиться к тому, что восстановление функции будет происходить медленно. Такое лечение требует времени и терпения от всех участников процесса.
Правила и техника выполнения
Эффективность дыхательной гимнастики во многом зависит от качества выполнения манипуляций, которые ею предусмотрены. Не менее важную роль играет создание комфортных условий, отношение пациента к этим сеансам.
Ребенок должен получать удовольствие от работы, иначе даже многомесячная терапия не даст терапевтического результата.
Гимнастика от заикания выполняется с соблюдением таких правил:
- перед занятием помещение надо проветрить, в нем регулярно следует проводить влажную уборку, поддерживать оптимальные показатели влажности и температуры,
- за пару часов до сеанса ребенку надо поесть, работу не следует вести на голодный желудок. Сразу после гимнастики пациенту следует попить чистой воды комнатной температуры. В течение часа после процедуры нежелательно плотно есть,
- во время курса надо следить, чтобы малыш не переутомлялся эмоционально и физически, высыпался,
- не рекомендуется, чтобы время выполнения упражнений превышало 20-30 минут и становилось причиной усталости,
- проведение курса дыхательной гимнастики при заикании следует сочетать с коррекцией питания пациента. Рацион следует основывать на нежирном мясе, овощах, фруктах, кисломолочных продуктах, морской рыбе, крупах и зелени. Все продукты должны быть натуральными, никаких полуфабрикатов или стимуляторов,
- при появлении признаков затрудненного дыхания занятие следует перенести на момент полного избавления от симптомов,
- максимальный эффект терапии отмечается при проведении сеансов каждый день утром и вечером.
Для усиления результативности подхода неврологи и логопеды рекомендуют дополнить режим ребенка физическими нагрузками. Занятия бегом, плаванием, катание на велосипеде, лыжах и коньках стимулируют работу сердца, налаживают дыхание, успокаивают нервы.
Задания дыхательной гимнастики
Главная цель метода лечения – избавить больного от проблем с дыханием, которые становятся причинами сбоя в произношении слов. Это достигается за счет придания речи плавности, сглаживания вынужденных запинок, устранения патологических затягиваний звуков. Благодаря нормализации состояния мышц, оттачиванию техники диафрагмального дыхания и сбалансированному соотношению вдохов и выдохов, произношение становится более плавным. Легкие ребенка начинают работать так, что в них всегда остается достаточно воздуха, чтобы фразы не прерывались.
Виды дыхательной гимнастики
Набор упражнений для коррекции речевого расстройства подбирается индивидуально, в соответствии с особенностями случая.
Чаще всего логопеды прибегают к комплексной терапии, включая в схему лечения сразу несколько видов занятий.
Дыхательная гимнастика при заикании бывает:
- статическая – выполняется без движений, обладает успокаивающими свойствами,
- динамическая – проводится с включением элементов движения, направлена на отработку речи у ребенка в периоды активности,
- специализированная – подход, для применения которого требуется особая система дренажей.
Эффективность упражнений напрямую зависит от правильности их выполнения. Несмотря на доступность информации по каждому из лечебных направлений, занятия ребенка с профессионалом дадут максимальный результат. Со временем специалист учит родителей особенностям терапии, чтобы лечение продолжалось в домашних условиях.
Упражнения метода Стрельниковой
В педиатрии применяется несколько техник дыхательной гимнастики, направленных на борьбу с логоневрозом. Одним из самых эффективных считается подход певицы и педагога А.Н. Стрельниковой. Он основан на использовании форсированного вдоха, в который вовлекается диафрагма.
Правила выполнения упражнений по методу Стрельниковой при заикании:
- вдох делается носом при сомкнутых губах, а выдох – ртом. Между ними нельзя допускать перерывов,
- действия должны выполняться без усилий и естественно. Ребенок не должен вдыхать до упора или полностью выпускать воздух из легких,
- на выдохе необходимо слитно произносить по 3-4 слова,
- если предложение большое, его надо разделять на смысловые паузы,
- во время всего занятия мышцы должны быть расслабленными, а дыхание спокойным и ровным.
Выполнение упражнений провоцирует серьезную физическую нагрузку, но не вызывает выделения молочной кислоты. Благодаря этому даже частые и интенсивные процедуры не становятся причиной появления у ребенка болезненных ощущений. В комплекс входит множество упражнений, но для работы с детьми обычно применяется лишь несколько.
Ладошки
Для выполнения этого упражнения из цикла дыхательной гимнастики надо встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять до уровня плеч, согнув в локтях. Ладони при этом должны «смотреть» в пол. Надо выполнить 4-8 вдохов и выдохов. Вдохи выполняются через нос, при этом ладони сжимаются в кулаки. Выдохи идут плавно через разжатые губы, ладони при этом расслабляются. Между действиями следует делать паузу в 2-3 секунды, количество повторов может доходить до 24 раз.
Погончики
Кисти сжать в кулаки, положить на талию. Надо произвести по 8 полноценных вдохов и выдохов. На вдохе плечи с силой толкаются вверх, на выдохе спокойно возвращаются обратно. Паузы между подходами должны быть короткими, не более 3 секунд. Всего может доходить до 12 повторов.
Насос
Это упражнение комплекса дыхательной гимнастики также выполняется стоя, ноги на ширине плеч. Цель – 8 вдохов и выдохов. На вдохе надо наклониться вниз и тянуться при этом руками к полу, округляя спину, расправляя легкие. На выдохе идет медленный и спокойный подъем. Подход состоит из 12 повторов. Из-за специфики упражнения у пациента может закружиться голова, но это считается вариантом нормы. При серьезном дискомфорте работу разрешено выполнять сидя.
Обнять плечи
Положение стоя или сидя, руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Надо сделать вдох, обнимая себя за плечи, отводя голову назад. На выдохе идет возврат в исходное положение. Количество повторов устанавливается врачом и может составлять от 8 до 16 раз.
Кошка
Упражнение нужно проводить в положении стоя на четвереньках. На быстром вдохе выполняется округление спины, способствующее расширению легких.
Для максимального эффекта голову при этом опускают вниз, натягивая шею.
На медленном выдохе идет возврат в исходное положение, за которым следует отдых 2-3 секунды. За подход надо выполнить не менее 12 повторов.
Маятник
Задание можно выполнять сидя или стоя. На шумном и быстром вдохе идет наклон вперед, руки тянутся к полу. За этим следует ускоренный выдох с возвращением в исходное положение. Пауза между приемами не больше 2 секунд. Количество повторов 8, но постепенно может быть доведено до 16.
Другие упражнения
Существует немало других эффективных способов наладить речевое дыхание. Они могут быть использованы обособленно или в комбинации с методом Стрельниковой. Отдельные упражнения рекомендуется выполнять и после излечения ребенка от заикания для поддержания достигнутого результата.
Действенные варианты дыхательной гимнастики:
- надувание мыльных пузырей,
- задержка дыхания на максимально продолжительное время, ребенка можно научить нырять,
- пускание пузырей в воде с помощью соломинки,
- отработка диафрагмального дыхания – ребенок укладывается на спину, ему на живот кладется мягкая игрушка. Малыш должен дышать так, чтобы она поднималась и опускалась,
- сдувание со стола шариков из ваты. Для усложнения задания на стол можно постелить скатерть или махровое полотенце.
Перечисленные действия маленькие пациенты обычно выполняют с удовольствием, но злоупотреблять приведенными подходами не стоит. Слишком активное снабжение головного мозга кислородом становится у детей причиной головокружения, слабости, сонливости, снижения физической активности.
Артикуляционная гимнастика
Дыхательные упражнения при заикании рекомендуется дополнять простыми действиями, которые положительно скажутся на артикуляции пациента. Их можно выполнять в любое удобное для ребенка время. Чем чаще это делается, тем больше пользы это дает для мышц, отвечающих за качество произношения звуков.
К самым эффективным приемам относят надувание щек (вместе и по очереди), надавливание языком на щеки с внутренней стороны, «чистка» зубов языком.
Такие действия, как покусывание губ, надувание щек с последующим выпусканием воздуха после ударов по ним кулаками и похлопывание губами, лучше выполнять под присмотром родителей. Бесконтрольное выполнение таких упражнений грозит перерасти в привычку или может привести к легкой травме.
Противопоказания
Перед каждым занятием надо убеждаться, что у малыша нет температуры, насморка, кашля или общего недомогания, которые являются ограничениями к дыхательной гимнастике. Также невролог еще на стадии диагностики должен убедиться, что у пациента нет противопоказаний к такому виду терапии.
Запрет на проведение гимнастики при заикании может возникнуть на фоне таких состояний:
- недавно перенесенная черепно-мозговая травма,
- некоторые болезни нервной системы органического и функционального типа,
- повреждение позвоночника, его врожденные или приобретенные патологии,
- серьезные соматические заболевания, например, мочекаменная болезнь,
- повышенное внутричерепное или артериальное давление,
- сильная близорукость,
- заболевания сердца и сосудов.
Перечисленные состояния приводят к общему запрету на проведение гимнастики или применение отдельных упражнений. Решение принимается неврологом, любые самостоятельные действия родителей на таком фоне представляют повышенную опасность.
Приемы дыхательной гимнастики при заикании у детей обладают лишь одним существенным минусом – выполнять их нужно регулярно и в течение длительного времени. Малыш может потерять интерес к занятиям и начать капризничать. Этого не случится, если правильно строить сеансы, постоянно придумывать что-то новое, хвалить и поощрять ребенка.